01.03.2023
В настоящее время учеными доказано, что наибольшую роль в одаренности детей имеют именно природные задатки.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга.
Существует и классификация моделей одаренности, однако она не является общепризнанной, включает в себя семь основных видов (в соответствии с теорией Х. Гарднера):
1. Лингвистическая одаренность – способности использовать возможности языка для создания и стимулирования поиска и передачи информации.
2. Музыкальная одаренность – способности не только получать от музыки истинное удовольствие, но и способности ее исполнять и сочинять.
3. Логико-математическая одаренность – способности мыслить логически, манипулировать различными объектами, символами и знаками, экспериментировать с их упорядочиванием.
4. Пространственные одаренности – способности мысленно представлять предмет и манипулировать им в уме (воображении), создавать разнообразные пространственные и зрительные композиции. 5. Телесно-кинестезическая одаренность – способность использовать собственные двигательные умения и навыки в различных видах деятельности, и достигать в них высоких результатов (спорт, ручной труд, танцы и т.д.).
6. Личностная одаренность – представлена двумя подвидами одаренности, которые принято рассматривать раздельно друг от друга: интро-личностная одаренность и интер-личностная одаренность.
Каждая из данных одаренностей представляют собой способности различать чувства людей,
управлять ими, анализировать и использовать полученную информацию для собственных
целей.
Все указанные виды одаренности имеют общее – это то, что у одаренного ребенка очень развит интеллект. Отличие состоит в том, что одаренности могут отличаться уровнем и своеобразием интеллекта.
Целевые ориентиры и направления технологии обучения детей с признаками одаренности
Основными целями технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, заключаются в следующем:
1. Выявление детей, имеющих различные виды одаренностей, как основного интеллектуального ресурса страны.
2. Развитие способностей детей с признаками одаренности.
3. Осуществление работы по достижению у каждого ребенка максимального уровня развития его способностей.
4. Проведение работы по социальной защите детей, имеющих нестандартные виды одаренности.
5. Создание эффективных условий для того, чтобы ребенок смог раскрыться и показать все свои способности.
6. Оказание каждому ребенку помощи в формировании умений самостоятельно развивать свои способности.
7. Предоставлять каждому одаренному ребенку возможность реализовать себя именно в той области, которая ему ближе.
8. Создание условий, при которых каждый ребенок может почувствовать уверенность в собственных силах и понять всю уникальность своей одаренности.
Методы и формы работы с детьми, имеющими признаки одаренности
Технология обучения детей с признаками одаренности предусматривает организацию следующих видов и форм работ:
1. Кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д., в которые детей вовлекают в соответствии с видом одаренности.
2. Реализация интеграционных программ.
3. Углубленное изучение и исследование научных проблем и задач, которые дети выбирают сами.
4. Ускорение освоения обязательной программы, обучение по индивидуально составленным программам.
5. Формирование и развитие навыков самообразования и самоконтроля. 6. Развитие продуктивного и абстрактного мышления, а также высших умственных процессов.
7. Обучение творческим методам работы. Поощрение на использование разнообразных методов работы, в том числе и нестандартных.
8. Поощрение достигнутых результатов, стимулирование на новые достижения и цели.
9. Формирование самопонимания, признание собственной одаренности, своих уникальных способностей и стимулирование на их дальнейшее развитие.
10. Оценка результатов деятельности ребенка с признаками одаренности должна осуществляться на основании тех критериев, которые напрямую связаны с областью его способностей и интересов.