07.11.2023
23.01.2024
Рекомендации психолога родителям
тревожного ребенка §
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
(Например, нельзя говорить ребенку: «Бабушку лучше не слушай!») §
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше. §
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помогите ему и
окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте
похвалить. §
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. §
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для
него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не
чувствовал себя ущемленным. §
По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства.
Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир
исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья. §
Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение
полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш.
Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то
значительного в жизни. §
Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя,
стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими
выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим
поведением прямо противоположного результата. §
Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе.
Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей
особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие к взрослым, слишком озабочены
тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда
соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание
ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость
может сохраниться и когда ребенок вырастет. §
Чаще используйте телесный контакт, обращайтесь к ребенку по имени. §
Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет
менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в
магазине, то сделайте это вместе с ним. Т. о. вы покажете, как можно решить
тревожащую ситуацию. §
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать
и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. §
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы
тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами
возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие
событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. §
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям –
оговаривайте то, что будет происходить. §
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие
трудности в черных красках. §
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я
боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось...» §
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в
контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить
внимание... §
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать
их. §
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими
достижениями/неудачами. §
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о
хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции. §
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев,
поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. §
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом
на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно
сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие
личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Творчество —
состояние спокойного человека. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети,
а оптимизм – защита от тревожности. Ре