08.05.2024
Личностно-ориентированный подход в обучении
Личностно ориентированный подход в обучении – это обучение,
центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это
признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Таким образом,
личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла
ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное
обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология
организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его
собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования
состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для
становления самобытного личностного образа.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в
том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к социальному
взаимодействию.
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности
человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание
смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности
максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами)
реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу,
воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
Механизмами реализации
данной функции является культурная идентификация как установление духовной
взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве
своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и
воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для
вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции
являются рефлексия,
сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой
деятельности и средство самоопределения.