16.02.2024
Современное общество испытывает
потребность в творческих, разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных
находить выход из сложной ситуации, людях, с ярко выраженными индивидуальными
качествами, способных, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы
общества в целом.
Поощрение творческих проявлений
особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь
пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот
период, творческий потенциал далеко не всегда может проявится в будущем.
Дошкольное детство– очень важный
период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый малыш представляет собой
маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская
деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются
его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним
из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является
художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения
ребёнка в собственное творчество в процессе которого создаётся что-то красивое,
необычное. При этом развиваются творческие способности ребенка - дошкольника.
Творческие способности - это
индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.
Современных детей, увлеченных
компьютерными играми и многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то
удивить. Но чем раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к
процессу творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание
творить есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта
человека.
Творческие способности детей можно
развивать разными способами, в том числе и через работу с бросовым материалом.
Бросовый материал даёт детям чувство
независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению,
а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую
фантазию и воображение.
Использование «бытового мусора»
приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную
своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем
станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети
знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые
навыки и умения, учатся мыслить. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок».
Так как материал для работы относится
к категории бросового, при его подборе предъявляются определённые требования.
Он должен быть:
* безопасным для детей (не токсичным,
не вызывать аллергию),
* тщательно промытым и высушенным,
* доступным в обработке (вырезаться,
протыкаться, склеиваться и т.д.),
* не вызывать чувство брезгливости у
детей.
Поделки, которые мы изготавливаем с
детьми могут иметь разное назначение:
- для игр детей (космические шлемы,
контейнеры для мелких предметов и материалов и др.)
- для украшения интерьера группы,
детского учреждения, дома.
- можно использовать в качестве
подарков ( к 8 марта, к Новому году, к 9 мая и др.)
- дидактические игр для образовательной
деятельности.
Чтобы изготовить поделку, не
потребуется и трудоёмкие, ни технически сложные действия. Практически всю
работу дети выполняют самостоятельно.
Необходимым условием для успешного
приобщения детей к занятиям с бросовым материалом –является организация
развивающей среды. Очень важно создать необходимые условия для детской
творческой деятельности. Любая продуктивная деятельность завершается
организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций и т.д.
Благодаря широкому разнообразию
интересных техник работы с бросовым материалом, дети дошкольного возраста
находят пути, для самовыражения, развивая тем самым свои творческие
способности, продолжают осваивать окружающий мир, находя в нем много нового,
интересного и неизведанного. Именно смена деятельности, работа в разных
техниках с использованием бросового материалов оказывает положительное влияние
на организм ребенка, открывая широкий круг возможностей для творчества,
развития творческих способностей и формирования его как творческой личности.
Практика показывает, что изготовление
поделок и игрушек из бросового материала доставляет детям гораздо большее
удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных»
материалов.
Гармоничное развитие ребёнка
невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе
детского сада. родители активно помогают собирать различный бросовый материал.
В нашем саду мы предложили родителям собирать бросовый материал в пластиковые
кейсы с соответствующим описанием содержимого, а именно:
·
первый
кейс хранит деревянные вещи;
·
второй
кейс хранит тканевые вещи;
·
третий
кейс хранит ералаш вещей;
·
четвертый
кейс хранит старые, ненужные вещи;
·
пятый
кейс хранит нестандартные вещи.
Также для родителей мы регулярно
утраиваем выставки творческих работ и индивидуальные выставки.
Таким образом, дошкольное детство
является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,
что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению
детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей
творческой деятельности.
Изготовление поделок из бросового материала
способствует развитию творческих способностей у дошкольников. Бросовый материал
один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия.
Пластиковые бутылки, крышки от бутылок, стаканчики, пластиковые соломинки,
ложки и тарелки, капсулы от киндер-сюрпризов, старые вещи и прочие бытовые
отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве, дети способны
создать настоящие шедевры.