24.08.2020
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако я в ходе своей работы должна выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого мне необходим следующий инструментарий оценки своей работы,
который позволит мне оптимальны
м образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдени
е строю в
основном на анализе реального поведения ребенка. Информацию фиксирую
посредством прямого наблюдения за поведением ребенка.
Результаты
наблюдения я получаю в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных
моментов, на занятиях.
Инструментарий
для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития,
позволяющие мне фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:
Ø коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов,
лидерства и пр.);
Ø игровой
деятельности;
Ø познавательной
деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности);
Ø проектной деятельности (как иде
т развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою
деятельность);
Ø художественной
деятельности;
Ø физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения с
ледующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его разв
ития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
В
ходе образовательной деятельности я создаю диагностические ситуации, чтобы
оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия
Так же для эффективности работы провожу мониторинг по своей программе «Ступеньки творчеств
а». Для
этого я подобрала и использовала 9 показателей по программе «Ступеньки
творчества» , которые были отслежены в процессе наблюдения за детьми и зафиксированы в таблице.
Стабильные положительны
е результаты освоения воспитанниками образовательных программ по
итогам мониторингов, проводимых организацией
Учебные
годы |
Образовательные
области |
||||
Физическое развитие |
Познавательное
развитие |
Социально-коммуникативное
развитие |
Художественно-эстетическое
развитие |
Речевое
развитие |
|
% освоения |
% освоения |
% освоения |
% освоения |
% освоения |
|
2017- 2018 |
58 |
49 |
48,6 |
49 |
40 |
2018- 2019 |
62 |
55 |
54 |
58 |
56 |
2019
- 2020 |
67 |
68 |
66 |
72 |
79 |
Цель: определить степень освоения детьми
общеобразовательной программы дошкольного учреждения и влияние образовательного
процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Объектом мониторинга являются показатели развития детей в пяти
образовательных областях, оцениваемые на основе анализа их проявлений в разных
видах деятельности.
Формы
проведений мониторинга: наблюдения за детьми, игры, беседы, экспертные оценки.
Мониторинг
проводился в соответствии с ФГОС ДО в апреле-мае по 5 образовательным областям:
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В результате анализа полученных данных
мониторинга формирования образовательного процесса по образовательным
областям у воспитанников за три года ,можно сделать вывод о положительной
динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного
учреждения на уровне (79% ),и прослеживается снижение низких показателей
сформированности образовательного процесса по областям у воспитанников,
итак
снижение низких показателей сформированности
образовательного процесса по областям у воспитанников, итак
-
высокий уровень освоения образовательной программы в 2018
диагностирован у 15 воспитанников (48,6%); в 2019 – 23 воспитанника (59,2%), в
2020 – 25 воспитанника (81,2%)
- средний уровень освоения
образовательной программы в 2018г
выявлен у 13 воспитанников (35,1%); в 2019 – 12 воспитанников (33,3%), в
2020 – 9 воспитанников (18,5%)
-
низкий уровень
освоения общеобразовательной программы у 3-х детей, (10,5%) – эти дети. нуждается в дополнительной помощи
психолога, логопеда, так как у них отсутствует речь, не усидчивы и не
внимательны, не умеют управлять своим поведением.
Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы
ДОУ детьми по всем разделам.
Факторы, положительно повлиявшие на
результаты педагогической диагностики:
Результаты
получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности:
умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно
действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при
выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Планируемая
работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми
Продолжать
работу, направленную на улучшение посещаемости детей
Продолжать
работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками
одаренности и детьми, имеющими затруднения.
Самообразование
педагогов.
Работа
по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.
Продолжать
работу по освоению и реализации современных педагогических технологий,
направленных на развитие детей.
Мониторинг освоения программного материала «Ступеньки
творчества» детьми 5-7 лет
Несмотря на то, что в ДОУ проводится мониторинг по
пяти образовательным областям, я использую целевые ориентиры и возрастные характеристики
возможных достижений каждого ребенка . Для этого я подобрала и использовала 9
показателей по программе «Ступеньки
творчества» , которые были отслежены в процессе наблюдения за детьми и зафиксированы в таблице.
Задачи
Сформированы
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности
Овладение
навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в
изобразительном и декоративном творчестве.
Сформированы
образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у
воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с
использованием нетрадиционных техник.
Высокий
уровень - В
Средний
уровень - С
Низкий
уровень - Н
Каждый
показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выбирает
технику рисования, создает изображения предметов (с натуры, по представлению),
использует различные цвета и оттенки.
Средний уровень - создает изображения предметов (с
натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки, затрудняется в
выборе техники рисования.
Низкий уровень – схематичное изображение,
однотипная техника рисования (только карандаши или краски).
года |
показатели |
||||||||
Использует
различные цвета в рисунке |
Умеет изображать
объекты в пространстве |
Владеет техникой
рисования пальчиками, ладошкой, тычком |
Умет рисовать
восковыми мелками, свечой и акварелью |
Умеет выполнять
оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др. |
Владеет техниками
кляксография, набрызг |
Владеет сложными
техниками (монотипия, граттаж, тиснение) |
Создает
изображения предметов |
Умеет изображать
явления природы |
|
2018-2019 |
59% |
62% |
60% |
58% |
44% |
39% |
35% |
47% |
48% |
2019-2020 |
74% |
83% |
82% |
87% |
76% |
64% |
58% |
73% |
73% |
Вывод:
Повышение качества
образовательного процесса достигнуто за счет обновления методического и
дидактического материала , пополнения предметно-пространственной среды,
использование нетрадиционных техник рисования, использования ТРИЗ технологий,
ИКТ .Такая положительная динамика аргументируется использованием программы
«Ступеньки творчества».
Для дальнейшего развития ребенка следует :
1.
Вести индивидуальную работу с детьми на
основе комплексного подхода;
2.
Продолжать вести целенаправленную работу
по повышению качества освоения программного материала по проблемным показателям
(овладение сложными техниками – монотипия, граттаж, тиснение);
3.
Взаимодействовать с семьями воспитанников.