22.11.2023
«Развитие навыков снятия тревоги и эмоционального
напряжения с использованием психологических техник»
Релаксация
по методу Джейкобсона Каждое
упражнение длится 15 секунд и при очень сильном напряжении мышц. 1.
Сядьте
удобно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. При этом выдохи более
глубокие, чем вдохи. Почувствуйте, как напряжение выходит вместе с выдохом
наружу. 2.
Напряжение
челюстей в улыбке. Сильно сожмите челюсти и растяните губы в улыбке. 3.
Сильно
зажмурить глаза. 4.
Наморщить
лоб. 5.
Нахмуриться. 6.
Поднять
плечи к ушам и напрячь только данную группу мышц. 7.
Поднять
кисти и напрячь 8.
Сильно
сжать кулаки. 9.
Сильно
напрячь ягодицы. 10.
Напрячь
внутреннюю часть бёдер, сильно прижимая ноги друг к другу. 11.
Поднять
стопы на себя 12.
Сильно
сжать «кулаки» на пальцах ног. 13.
Соединить
лопатки и сильно напрячь эти мышцы. 14.
Очень
аккуратно запрокинуть голову назад и максимально напрячь мышцы шеи. 15.
Наклонить
голову максимально вперёд и как можно сильнее напрячь мышцы. 16.
Вдохнуть
максимально воздух в лёгкие и в течение 15 секунд добирать воздух. 17.
Втянуть
живот к спине и напрячь. 18.
Сесть
на краешек стула и держать ноги под прямым углом. После завершения всех упражнений мысленно
просканируйте все органы. Почувствуйте, что всё тело расслабилось. Если
напряжение в какой-то части тела осталось, то напрягите эту часть тела повторно. Выберите ключевое упражнение из
перечисленных (напряжение кулаков или ягодиц, бёдер и др.) и делайте в конце
каждого сеанса. МЕТОДИКА
ЗАЗЕМЛЕНИЯ Техника заземления — это тип психологической
релаксации, который мы применяем с целью восстановления связи с реальностью
(настоящим временем и местом) и/или с нашим собственным телом, когда испытываем
состояние стресса. Молча в уме
или вслух перечислите следующее: } 5 предметов визуального восприятия –
«Я вижу», } 4 слуховых ощущения – «Я слышу», } 3 осязаемых предмета - «Я ощущаю», } 2 обоняемых запаха - «Я чувствую запах», } 1 вкусовое ощущение - «Я чувствую
вкус». Создание ресурсной картинки. } Расслабьтесь. В процессе выполнения
упражнения ведущий предлагает участникам занятия лечь на пол и развести руки в
стороны. Ведущий: Представьте себя в виде какого-нибудь растения. Это может
быть цветок, дерево, куст, травинка. Представьте росток выбранного растения.
Представьте, как ростки пробиваются сквозь землю и тянутся навстречу теплым
солнечным лучам, постепенно растут, как распускаются листья, раскрываются
бутоны у цветов, распускаются почки на деревьях, зеленеют травинки». Обратите
внимание на дыхание, дышите глубоко и медленно, чувствуя, как воздух проникает в
ваше тело. Наконец, ваше растение выросло, цветок распустился, дерево окрепло и
дало плоды, травинка наполнилась жизненной силой. Внимательно рассмотрите его,
почувствуйте его запах, потрогайте, почувствуйте узоры, посмотрите, какое
растение красивое. Представьте, какое восхищение чувствуют люди, когда видят
это растение. Они говорят: «какое красивое растение, как оно мне нравится!»;
«какой приятный аромат у этого цветка!»; «какая яркая зеленая трава!»; «какие у
этого дерева интересные листочки!»; «как приятно сидеть под раскидистой кроной
этого дерева» и т.д. Почувствуйте, какое это растение красивое, удивительное,
по-своему уникальное, запомните это переживание и обращайтесь к этим образам в
те моменты, когда становится тяжело. } Далее ведущий предлагает завершить
упражнение: потянуться и открыть глаза. Теперь поделимся образами, которые вам представились, эмоциями, впечатлениями, а также
тем, какая ресурсная картинка рисуется в их воображении в момент, когда им
становится грустно. Появилось ли у вас ощущение отдыха, отключения от работы?