"Говорящая среда"

08.10.2023

В современном дошкольном образовании все более актуальным становится вопрос, насколько педагог в дошкольных учреждениях «слышит» голос каждого ребенка. Личностное развитие ребенка оказывается успешным, если социальная среда предоставляет пространство для детского голоса.

Пространство детского сада говорит о многом, в том числе, о ценности ребёнка, поддержки его творчества, выбора и инициативы, самостоятельности. У ребёнка огромные возможности, которые необходимо поддержать. В них «голос ребенка» отчётливо проявляется.

 Голос — ребенка-это детские идеи, детские смыслы, детская субкультура, детская картина мира.

Говорящая среда – такая среда, которая, как будто, разговаривает с ребенком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослого.

 

О чем нам говорит «Говорящая среда» с позиции ребенка?

·         Ты здесь очень важен!

• Твои задумки очень ценны!

• Твое мнение много значит!

• Это твое место!

• Мы гордимся твоими достижениями!

• Здесь много интересного для тебя!

• Попробуй! Тебе понравится!

• Ты точно справишься!

• Не тревожься! Тебе будет понятен твой день!

• Посмотри: так играть тебе будет удобнее!

 

ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕБЕНКУ:

- Ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве

- Проявить активность, инициативу, автономность

- Понять собственную значимость


О чем нам говорит «Говорящая среда» с позиции педагога?

• Доверяй детям!

• Изучай их выбор!

• Цени их мнение!Хочу такой сайт

• Это место детей, а не твое!

• Наблюдай!


Избавляемся от «Мертвых зон»

«Мертвые зоны» - зоны бездействия, неработающие зоны.

В каждой группе есть такие зоны.

Причины «мертвых» зон

• Мы всегда так делали

• Просто не думала об этом

• По-другому нельзя

• Нам так сказали

• А как же дети узнают?


Куда все убрать?

*распределить по центрам

*выкинуть

*подарить

*спрятать до нужного момента

*забрать домой

*отнести в холл


Таким образом, благодаря «говорящей среде», у детей появляется возможность почувствовать себя в своём пространстве полноправными хозяевами.

 Они проявляют активность и инициативность, осознают свою значимость, ощущают свой личный вклад в общее дело.

Игры для наполнения центра математики.pdf (скачать) (посмотреть)
Голос ребенка в пространстве ДОУ.pdf (скачать) (посмотреть)
Повтори узор.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».