01.11.2017
«Моя педагогическая философия»
Современный педагог… Кто он?
Какой он? Этим вопросом задаются сотни тысяч воспитателей, учителей в разные
эпохи. Список компетенций педагога дошкольных образовательных организаций
объемен, но без них нельзя считать себя по-настоящему современным специалистом.
Наверное, каждый, кто работает с детьми «примеряет» ФГОС на себя. Созвучен ли
стандарт с моей педагогической философией? Каков портрет педагога в наше время?
Жизнь стремительно меняется и
несомненно педагог должен успевать за этими изменениями, а где-то и быть на шаг
впереди. Быть профессионалом в своей области, творческим человеком и, конечно
же, психологом, чтобы найти индивидуальный подход к каждому маленькому
человеку, помочь ему раскрыться и реализоваться в разных областях.
Любому педагог есть к чему
стремиться в своем профессиональном развитии и в достижении целевых ориентиров
дошкольного образования. Но не менее важный вопрос – а каков же он, современный
дошкольник? Это важно понять прежде чем начинать любую воспитательно-образовательную
деятельность.
Широкое информационное
пространство и современные образовательные технологии дают возможность детям
получать более полное развитие. Дети сейчас, конечно же другие и они – разные.
Одни отличаются высокими интеллектуальными способностями, другие слабым
здоровьем. Одни – деятельные и активные, у других замедленное психическое
развитие и нарушение речи. Многие пятилетнего возраста нуждаются в помощи
логопеда. Сегодняшние дети на «ты» с современными гаджетами, но не могут
ответить на вопросы - «Когда тебе бывает обидно или стыдно?», «О ком можно
сказать – честный человек или эгоист?»
Целевые ориентиры, как
результаты освоения образовательной программы, очень актуальны. Развитие
инициативности, самостоятельности, творческой активности и любознательности
несомненно важны для каждого ребенка. Если понаблюдать за группой детей со
стороны, можно увидеть, что все эти качества в той или иной степени им присущи.
Но все же, чего-то не хватает… Есть вещи, обращающие на себя внимание. В погоне
за флэш-мобами, квестами и конкурсами как-то отошло на задний план воспитание в
детях истинно человеческих качеств. Исчезли из детского сада живые уголки и
познавательные рассказы о животных, редко у кого из детей есть домашние
питомцы. Дети воспитываются на фильмах и музыке, рассчитанных на взрослую
аудиторию. В обществе зашкаливает градус агрессивности и жестокости. Об этих
эпизодах, в том числе с участием детей, каждый день нас информирует
телевидение. Природа не выдерживает варварского отношения людей и выражает
протест.
Стоит задуматься, а нет ли в
этом и нашей вины? Может быть мы недодаем нашим детям чего-то самого важного,
если многие из них вырастают активными, развитыми, но жестокими. И, может быть,
в формулировке «воспитание всесторонне развитого человека», больше внимания
уделять именно словам «воспитание» и «человека».
Мы – артисты и художники,
мастера и музыканты, психологи и логопеды. Но ведь наша профессия до сих пор
звучит, как «воспитатель».
Главные человеческие качества,
такие как доброта, эмпатия, взаимопомощь, любовь и бережное отношение ко всему
живому способен сформировать в ребенке только ВОСПИТАТЕЛЬ, будь то родитель или
педагог.