08.10.2022
01.02.2023
Одним из главных психолого-педагогических
условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в
образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые
полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
В своей работе мы используем наглядные и
игровые методы в сочетании со
словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь
на наглядность в обучении, а специальная
организация среды способствует расширению и углублению представлений
детей.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной
деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования,
воспитания и развития в процессе обучения.
В своей работе использую
различные методы:
1. Наглядные:
наблюдение; рассматривание картин; демонстрация мультфильмов,
видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в
качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
2. Практические: упражнения;
игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная
деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и
наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим
мышлением.
3. Словесные: рассказы
воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы;
сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все
три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного
возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов
(приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики
поставленных целей и задач.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации обучения,
который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей
деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы
организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра,
игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и
режиссерская, дидактическая игра.
Основной формой
обучения в детском саду является непосредственно
организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность
организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой
работает детский сад. Непосредственно образовательная деятельность может быть
нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое
выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является –
четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия
детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы.
Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не
уровень развития.
Индивидуальная
– позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако
требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт,
ограничение сотрудничества с другими детьми.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также
предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения
на следующие виды:
- печатные
(книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на
цифровых носителях);
- наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
- демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
- учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры
и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные
снаряды, мячи и т.п.).
- Наглядные
пособия классифицируются на три группы:
- объемные
пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные
пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный
материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают
современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные
образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства
мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы
исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны
обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.