Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван
создать информационные условия для управления качеством образования в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного
образования (далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ,
а также удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать
надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и
системы дошкольного образования Российской Федерации в целом.
Дошкольная образовательная организация, участвующая в
мониторинге качества дошкольного образования должна получить возможность:
1) стабильно предоставлять дошкольное образование высокого
качества, удовлетворяющее требованиям нормативно-правовых актов Российской
Федерации и потребностям обучающихся и других лиц, в интересах которых
осуществляется образовательная деятельность;
2) повышать уровень удовлетворенности потребителей
образовательных услуг;
3) целенаправленно сокращать риски и использовать возможности,
связанные с достижением целей организации в контексте внешних и внутренних
условий ее образовательной деятельности;
4) демонстрировать заинтересованным лицам соответствие
установленным нормативно-правовым требованиям Российской Федерации в сфере дошкольного
образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного
качества дошкольного образования.
Задачи регионального
мониторинга качества дошкольного образования:
Совершенствование образовательной политики и
нормативно-правовой базы региональной системы дошкольного образования.
Разработка и реализация целевых проектов, направленных на
совершенствование региональной системы дошкольного образования, снижение рисков
и эффективное использование возможностей, выявленных в ходе регионального МКДО,
предотвращение нарушений требований нормативно-правовых актов дошкольного
образования.
Выявление, сбор и анализ лучшей практики региональной
системы дошкольного образования для предоставления информации о ней широкому
кругу заинтересованных лиц. Определение списка региональных инновационных и
стажировочных площадок для реализации лучших практик дошкольного образования.
Совершенствование системы управления качеством в сфере
региональной системы дошкольного образования. Формирование и развитие механизмов
управления качеством региональной системы дошкольного образования.
Разработка и корректировка программ развития образования,
целевых показателей развития образования на региональном уровне.
Совершенствование процедур и повышение качества лицензионного
контроля за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в сфере дошкольного образования.
Внесение изменений в инструментарий лицензионного контроля
за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере
дошкольного образования с учетом процедур МКДО, использование результатов МКДО
в качестве основы для проведения лицензионного контроля.
Внесение изменений в инструментарий государственного надзора
за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в
сфере дошкольного образования с учетом процедур МКДО, использование результатов
МКДО в качестве основы для проведения процедур государственного надзора
региональных систем дошкольного образования.
Для выполнения данных задач рекомендуется использовать
многоуровневый Инструментарий «Шкалы МКДО»
Данный Инструментарий должен быть использован в соответствии
с требованиями Концепции МКДО. Уполномоченные органы управления образованием
субъектов РФ могут адаптировать самостоятельно к региональным условиям
предложенные процедуры проведения мониторинга, а также вправе определять сроки
проведения мониторинговых мероприятий, руководствуясь порядком реализации
процедур МКДО, предложенных в рамках системы МКДО. Выполнение предложенного
порядка проведения МКДО позволит активизировать роль ДОО в сборе, обработке и
анализе мониторинговых данных, сфокусировать их на развитии в нужном
направлении, подготовить условия для эффективного внешнего мониторинга качества
дошкольного образования.
Использование комплекса измерительных материалов,
предложенных в рамках Инструментария МКДО, позволит собрать актуальную и
значимую, разностороннюю и комплексную информацию о качестве региональной
системы дошкольного образования; учесть мнение всех основных групп
заинтересованных лиц, получить представление о вкладе разных участников
образовательных отношений (педагогов ДОО, администрации ДОО, учредителей ДОО,
муниципальных и региональных органов управления образованием) в качество
дошкольного образования, доступного детям в каждом ДОО; зафиксировать и учесть
в дальнейшем риски и возможности развития дошкольного образования в регионе.
Использование Инструментария МКДО позволит оценить качество
образовательной среды ДОО силами внутренней рабочей группы ДОО, выявить группу
со средним для ДОО уровнем качества (типичную группу) и проверить ее качество с
привлечением внешнего эксперта.
Привлечение родителей к оценке качества дошкольного
образования в ДОО позволит получить более объективную картину.
В итоге предложенная система позволит собрать, обработать,
систематизировать и проанализировать собранную информацию в разрезе показателей
качества, единых для всех уровней системы дошкольного образования РФ,
необходимых для получения целостного представления о качестве дошкольного
образования в регионе; открывает широкий доступ к результатам мониторинговых
мероприятий для принятия взвешенных и обоснованных решений в области развития
качества региональной системы дошкольного образования, совершенствования его
нормативно-правовой основы, своевременного применения мер по предупреждению
и/или минимизации негативных последствий, а также максимального использования
имеющихся возможностей.
Разработанный комплекс материалов для проведения МКДО
позволяет повысить точность, надежность, валидность проводимых измерений
качества дошкольного образования. При этом широкий спектр разработанных
измерительных материалов, включенных в комплекс (анкеты, опросники, листы
самооценки, шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования)
предоставляет региону возможность выбирать уровень точности измерений (низкий,
средний, высокий) в зависимости от целей и задач мониторинга, а также в
зависимости от ресурсов, доступных для осуществления мониторинга.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации – основа для разработки целей, стратегий и программ развития образования на федеральном, региональном, муниципальном и организационном уровне.