Самообследование 2023

МКУ «КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.УЛАН-УДЭ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 «ТЕРЕМОК»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА УЛАН-УДЭ
670031, Республика Бурятия г. Улан-Удэ, улица Терешковой, 18 а
тел./факс 8 (3012) 23-08-71, 8 (3012) 23-10-22, e-mail: ds_56@govrb.ru

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 56 «Теремок»
(протокол №3 от 02 апреля 2024 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад №56
«Теремок»
_________________ И.В. Анисимова
12 апреля 2024 г.

Отчет о результатах самообследования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 56 «Теремок» за 2023 год

Общие сведения об образовательной организации
Наименование
образовательной
организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 56 “Теремок»
комбинированного вида (МБДОУ Детский сад № 56)

Руководитель

Анисимова Ирина Викторовна

Адрес организации

670031, г. Улан-Удэ, ул.Терешковой 18-а, ул.Солнечная,9

Телефон, факс

8(3012) 23-10-22, 8(3012) 43-52-52

Адрес электронной почты mbdou56.teremok@yandex.ru
Учредитель

МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»

Дата создания

15.11.1966

Лицензия

От 21.08.2017 №2894, серия 03Л01 № 0001502

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №
56 «Теремок» (далее – Детский сад) расположено в жилом районе города вдали от
производящих предприятий и торговых мест. Здание Детского сада построено по
типовому проекту. Проектная наполняемость 1 корпуса - на 314 мест; 2 корпуса – 90
мест. Общая площадь 1 здания 1659 кв. м, 2 здания -646; из них площадь помещений,
используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 2305 кв. м.
Цель деятельности Детского сада — осуществление образовательной деятельности по
реализации образовательных программ дошкольного образования.

Предметом деятельности Детского сада является формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья воспитанников.
Режим работы Детского сада: рабочая неделя — пятидневная, с понедельника
по пятницу. Длительность пребывания детей в одиннадцати группах — 12 часов. Режим
работы групп — с 7:00 до 19:00. Пять групп работают в режиме 10,5 часов: с 7:30 до
18:00.
I. Аналитическая часть
1.
Система управления организации
Управление дошкольной образовательной организацией осуществляется в
соответствии с действующим законодательством и уставом ДОУ, строится на
принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления
являются: наблюдательный совет, педагогический совет, общее собрание трудового
коллектива, родительский комитет. Единоличным исполнительным органом является
руководитель – заведующий.
Коллегиальные органы управления могут представлять интересы МБДОУ в
следующих пределах: представлять интересы учреждения перед любыми лицами и в
любых формах, не противоречащих закону, в том числе обращаться в органы
государственной власти, органы местного самоуправления с заявлениями,
предложениями, жалобами; защищать права и законные интересы МБДОУ всеми
допустимыми законом способами.
Органы управления, действующие в ДОУ:
Наименование органа
Заведующий

Функции
Контролирует
работу
и
обеспечивает
эффективное
взаимодействие структурных подразделений организации,
утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство МБДОУ

Педагогический совет

Осуществляет текущее
руководство образовательной
деятельностью МБДОУ, в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
−
материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
−
аттестации, повышении квалификации
педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений

Общее собрание
трудового коллектива

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора,
правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее
работы и
развитию материальной базы

Родительский комитет

Содействует объединению усилий семьи и детского сада в деле
развития, обучения и воспитания детей, оказывают помощь в
определении и защите социально не
защищённых
обучающихся:
- проводит разъяснительную и консультативную работу среди
родителей (законных представителей) обучающихся об их
правах и обязанностях;
- оказывает
содействие
в
проведении
массовых
воспитательных мероприятий с обучающихся;
- совместно с руководством МБДОУ контролирует
организацию
качественного
питания
обучающихся,
медицинского обслуживания;
- взаимодействует с другими органами самоуправления,
общественными организациями по вопросу пропаганды
традиций МБДОУ;
вносит предложения на рассмотрение администрации детского
сада по вопросам организации образовательного процесса.

Деятельность коллегиальных органов управления осуществляется в соответствии с
Положениями.
Взаимоотношения работников и заведующего, возникающие на основе трудового
договора, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации. Трудовые
споры (конфликты) между администрацией МБДОУ и членами трудового коллектива
рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке
разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
Представительным органом работников является действующий в МБДОУ
профессиональный союз работников образования (Профсоюзный комитет).
Структура и система управления соответствуют специфике деятельности ДОУ.
Вывод: таким образом, в МБДОУ создана структура управления в соответствии с
действующим законодательством. Структура и система управления образовательным
учреждением соответствуют специфике деятельности МБДОУ, обеспечивают его
стабильное функционирование, вовлеченность работников учреждения и родителей
воспитанников в воспитательно - образовательный процесс.
II. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Детском саду организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 года Детский сад
функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной образовательной
программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС
дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Для выполнения требований норм Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ Детский
сад провел организационные мероприятия по внедрению федеральной образовательной
программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения
России от 25.11.2022 № 1028 (далее — ФОП ДО), в соответствии с утвержденной
дорожной картой. Для этого создали рабочую группу в составе заведующего, старших
воспитателей. Результаты:

•
утвердили новую образовательную программу дошкольного образования
Детского сада (далее — ОП ДО), разработанную на основе ФОП ДО, и ввели в действие
с 01.09.2023;
•
скорректировали план-график повышения квалификации педагогических и
управленческих кадров и запланировали обучение работников по вопросам применения
ФОП ДО;
•
провели информационно-разъяснительную работу с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Образовательная программа МБДОУ №56 «Теремок» направлена на создание условий
для развития ребенка, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
открывающих возможности для его гармоничного развития на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Организация образовательного процесса регламентируется режимом дня на теплый и
холодный период времени, расписанием образовательной деятельности, составленными
в соответствии с нормативными требованиями в сфере дошкольного образования.
Методической базой образовательной программы являются парциальные программы
учебно-методического комплекта программы «Детский сад-2100» и программы
«Теремок» для детей раннего возраста.
Воспитательно-образовательная деятельность с воспитанниками предусматривает
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования, а так же осуществляется в процессе организации различных
видов деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная,
двигательная).
Педагоги обеспечивают реализацию образовательной программы ДОО на
соответствующем уровне. Основная задача воспитателей при конструировании
педагогического процесса направлена на то, чтобы наполнить повседневную жизнь
обучающихся своей группы интересными делами, проблемами, идеями. Они включают
каждого обучающегося в содержательную деятельность, способствуют реализации
детских интересов и жизненной активности.
Для успешной реализации ОП учитываются психолого-педагогические условия.
Используются разные модели и средства, позволяющие развивать у детей умственную
активность, любознательность, укреплять здоровье детей. Учитывая интересы и
возможности каждого ребенка, педагоги строят образовательный процесс на основе
личностно-ориентированного подхода и взаимодействия взрослого и детей. Дети
являются полноценными партнерами в любой деятельности.
Разработаны адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с
ФАОП, для работы с детьми- инвалидами (для детей с задержкой психического
развития), детьми с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи), разработаны
индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ.
Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов,
оценки состояния здоровья детей, системы психолого-педагогических принципов,
отражающих представление о самоценности дошкольного детства.
Детский сад посещают 408 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. В Детском саду
сформировано 14 групп общеразвивающей направленности. Из них:
• 1 группа раннего возраста - 14 детей;
• 1 группа первая младшая – 20 детей
• 3 младших группы - 75 детей;

3 средних группы - 86 детей;
3 старших группы - 111 детей;
3 подготовительных к школе группы - 102 ребенка.
Из них, в детском саду сформировано 2 группы компенсирующей направленности. Из
них:
• 1 старшая группа – 20 детей;
• 1 подготовительная к школе группа – 25 детей.
•
•
•

Воспитательная работа
С 01.09.2021 Детский сад реализует рабочую программу воспитания и календарный
план воспитательной работы, которые являются частью образовательной программы
дошкольного образования.
За 2,5 года реализации программы воспитания родители выражают удовлетворенность
воспитательным процессом в детском саду, что отразилось на результатах
анкетирования, проведенного с 13 по 17 ноября 2023 года. Вместе с тем, родители
высказали пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной
работы детского сада, например — проводить осенние и зимние спортивные
мероприятия на открытом воздухе совместно с родителями. Предложения родителей
будут рассмотрены и при наличии возможностей детского сада включены
в календарный план воспитательной работы на второе полугодие 2024 года.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательнообразовательного процесса:
1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей, в условиях созданной
взрослым развивающей среды.
2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
3. Обобщающая
непосредственно-образовательная деятельность,общение
со
сверстниками, «дети – информаторы», «взрослый – слушатель».
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ
состава семей воспитанников.
Состав семьи

Количество
семей

Процент
от общего
воспитанников

Полная

344

84%

Неполная с матерью

64

16%

Неполная с отцом

0

0

Оформлено
опекунство

0

0

количества

семей

количества

семей

Характеристика семей по количеству детей:
Количество
в семье

детей Количество
семей

Процент
от общего
воспитанников

Один ребенок

41

10%

Два ребенка

334

82%

Три ребенка и более

33

8%

Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей,
с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей,
специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание
в первые месяцы после зачисления в Детский сад.
Дополнительное образование
В детском саду в 2023 году дополнительные общеразвивающие программы
реализовались
по художественно-эстетическому
направлению.
Источник
финансирования: средства бюджета. Подробная характеристика — в таблице.
№ Направленность /
Наименование
программы

Форма
организации

Возраст Год, количество
воспитанников
2022

Бюджет За плату

2023

1

«Мультстудия»

Кружок

5-7 лет

34

34

+

-

2

Театрализованная
деятельность

Кружок

5-7 лет

76

154

+

-

При включении дополнительных услуг в режим работы детского сада были учтены
возрастные и индивидуальные особенности детей, норма числа занятий в течение дня и
их длительность. Охват дополнительными услугами в 2023году составил около 100%
детей в возрасте от 3 до 7 лет по сравнению с 2022 годом. В дополнительном образовании
задействовано 76% воспитанников Детского сада.
Детский сад планирует во втором полугодии 2024 года начать реализовывать новые
программы
дополнительного
образования
в
социально-коммуникативном,
физкультурно-оздоровительном,
познавательно-речевом
направление.
По предварительным планам источником финансирования будут бюджетные средства.
III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы
проведения мониторинга:
• диагностические занятия (по каждому разделу программы);
• диагностические срезы;
• наблюдения, итоговые занятия.
Разработаны диагностические карты освоения образовательной программы
дошкольного образования Детского сада (ОП Детского сада) в каждой возрастной
группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых
ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей.
Так, результаты качества освоения ОП Детского сада на конец 2023 года выглядят
следующим образом:
Выше
нормы

Норма

Ниже
нормы

Итого

количество

%

% воспитанников
в пределе
нормы

количество

%

количество

%

количество

Уровень развития
воспитанников в рамках
целевых ориентиров

82

25,9

214 67,5

21

6,6

317

93,4

Качество освоения
86
образовательных областей

27,1

216 68,1

15

4,7

317

95,3

Такие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов,
способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей,
созданию проблемно-поисковых ситуаций.
В мае 2023 года педагоги Детского сада проводили обследование воспитанников
подготовительной группы на предмет оценки сформированности предпосылок
к учебной деятельности в количестве 120 человек. Задания позволили оценить уровень
сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать
в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности),
умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать
определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться
в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего,
возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа,
целенаправленности деятельности и самоконтроля.
Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким
и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года,
что говорит о результативности образовательной деятельности в Детском саду.
Результаты педагогического анализа показывают положительную динамику по
освоению детьми всех образовательных областей, что говорит о результативности
образовательной деятельности в детском саду.
Анализируя выполнение образовательных программ по образовательным областям,
игровой деятельности можно отметить, что программы выполнены на 77%.
Сформированность показателей игровой деятельности дошкольников составляет 74%.
Освоение программы воспитанниками подготовительных групп на достаточном уровне
(84 %).
По результатам педагогической диагностики по всем возрастным группам в 2023 году
отмечено, что динамика развития соответствует возрасту детей.
При анализе игровой деятельности воспитанников за 2023 год были выявлены проблемы
развития сюжетно - ролевой игры:
у 40 % детей младших, средних, старших групп нет любимых игр и ролей,
которые они охотнее всего выполняют;
в играх детей средних, старших, подготовительных групп не наблюдается
разнообразие сюжетов (30%); - 40% детей старшего возраста предварительно не
обозначают темы игры и не участвуют в развитии сюжета и создании игровой
обстановки;
придуманные сюжеты детей подготовительных групп не отличаются
оригинальностью, редко используют предметы-заместители, продукты творческой
деятельности для обогащения своего замысла (55 %).
Причина: у педагогов недостаточно опыта и знаний в реализации принципа
индивидуализации в развивающей предметно-пространственной игровой среде.

В новом учебном году необходимо повысить уровень теоретической и сформирован в
стадии становления не сформирован практической подготовки воспитателей по
созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно –
ролевой, свободно-ролевой и режиссёрской игр на основе индивидуальных
особенностей воспитанников, с учётом принципа индивидуализации.
В течение всего учебного года в дошкольном учреждении осуществлялась
коррекционная работа с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи. Вся
коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с
детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха,
формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в
соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год.
В запланированные сроки был проведен логопедический мониторинг с целью выявления
динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка,
занимающегося в группе для детей с нарушением речи.
Подводя итоги за 2023 год, можно отметить, что уровень речевого развития детей
подготовительной логопедической группы заметно вырос. Дети показали хорошие
результаты. 14 детей показали высокий уровень речевого развития, пограничный
уровень речевого развития 6 детей и у 6 воспитанников средний уровень развития.
Вывод: показатели мониторинга свидетельствуют об успешном освоении программы, о
высоком уровне сформированности у детей необходимых знаний и умений. Результаты
мониторинга оценки качества выполнения ОП ДО являются удовлетворительными и
соответствуют возрасту детей и требованиям ФГОС ДО. МБДОУ в отчетном периоде
функционировало продуктивно в режиме развития, что предполагает постоянный поиск
инновационных форм организации образовательного процесса.
В 2023 году дети показали достаточно высокий уровень мотивационной готовности, а
также готовности к регулярному обучению в школе. Результаты готовности детей к
регулярному обучению в школе была определена по предварительному мониторингу,
организованному в марте 2023 года.
Таким образом, можно выделить перспективы работы по данному направлению:
- педагогам ДОО продолжать формировать эмоционально-положительное отношение
детей к школе, желание учиться;
- продолжать использовать в работе с дошкольниками игровые технологии для успешной
адаптации детей к школьному обучению и совершенствовать мелкую моторику рук,
развивать коммуникативные умения и навыки.
IV. Оценка организации воспитательно-образовательного процесса.
Образовательная деятельность в Детском саду организована в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций».
В основе образовательного процесса в Детском саду лежит взаимодействие
педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками
образовательного процесса являются дети, родители, педагоги.
Основные форма организации образовательного процесса:
• совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках
организованной образовательной деятельности по освоению основной
общеобразовательной программы;
• самостоятельная
деятельность
воспитанников
под
наблюдением
педагогического работника.

Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам.
Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:
•
•
•
•
•

в группах с детьми от 1,5 до 3 лет — до 10 мин;
в группах с детьми от 3 до 4 лет — до 15 мин;
в группах с детьми от 4 до 5 лет — до 20 мин;
в группах с детьми от 5 до 6 лет — до 25 мин;
в группах с детьми от 6 до 7 лет — до 30 мин.

Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы
продолжительностью не менее 10 минут.
Основной формой занятия является игровая деятельность. Развивающееся.
образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных
особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей
воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса.
В Детском саду для решения образовательных задач используются как новые формы
организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация,
образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемнообучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и
традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий).
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически
обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом.
Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, администрация
Детского сада в 2023 году продолжила соблюдать ограничительные и профилактические
меры в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20:
• ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников — термометрию
с помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков
инфекционных заболеваний. Лица с признаками инфекционных заболеваний
изолируются,
а Детский
сад
уведомляет
территориальный
орган
Роспотребнадзора;
• еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств,
разведенных в концентрациях по вирусному режиму;
• ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей,
игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами;
• дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования;
• использование бактерицидных установок в групповых комнатах;
• частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников;
• проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом
воздухе отдельно от других групп;
• требование о заключении врача об отсутствии медицинских противопоказаний
для пребывания в детском саду ребенка, который переболел или контактировал
с больным COVID-19.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на русском языке, по очной форме
нормативный срок обучения 5 лет, уровень общего образования – дошкольное
образование. Образовательная деятельность планируется согласно циклограмме НОД,
утвержденной на Педагогическом Совете.

V. Оценка качества кадрового обеспечения
Детский сад укомплектован педагогами на 100 процентов согласно штатному
расписанию. Всего работает 67 человек. Педагогический коллектив Детского сада
насчитывает
27 специалистов.
Соотношение
воспитанников,
приходящихся
на 1 взрослого:
• воспитанник/педагоги — 13/1;
• воспитанники/все сотрудники — 6,2/1.
Курсы повышения квалификации в 2023 году прошли 9 работников Детского сада.
На 30.12.2023 5 педагогов проходят обучение по педагогическим специальностям.
МБДОУ №56 «Теремок» обеспечена в достаточном количестве кадрами для оказания
логопедической помощи детям с нарушениями речи (2 специалиста в соответствии с
нормативными требованиями).
Диаграммы с характеристиками педагогического кадрового состава Детского сада

Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют
в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других
дошкольных учреждений, совершенствуют свой профессионализм. Все это в комплексе
дает хороший результат в организации педагогической деятельности, улучшении
качества образования и воспитания дошкольников.
В 2023 году педагоги Детского сада приняли участие в следующих мероприятиях:
•
•
•
•

участие в вебинарах в УМЦ «Детский сад 2100»;
участие в XII региональных Рождественских образовательных чтениях на
тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»;
публикация в печатном сборнике ЦНИ "Детский сад — территория новых
возможностей и ресурсов";
участие в Августовской конференции;

•

участие в качестве экспертов в Чемпионате профессионального мастерства
в компетенции «Дошкольное воспитание»;
• участие/победа в международном конкурсе «Человек и природа»;
• участие/победа во Всероссийских конкурсах «Зимнее очарование»,
«Салют Победы»;
• участие/победа в Республиканских конкурсах «Сундучок успеха»;
• участие/победа в городских конкурсах «Осенний бум», «Поющие
сердцем»;
• организация городского смотра строя и песни.
Анализ педагогического состава позволяет сделать выводы о том, что в МБДОУ
сформировался перспективный, творческий коллектив педагогов, имеющих потенциал к
профессиональному развитию, достаточно высокий образовательный уровень, педагоги
стремятся к постоянному повышению своего педагогического мастерства,
систематически проходят курсы повышения своей профессиональной компетенции.
Вывод: кадровая политика МБДОУ направлена на развитие профессиональной
компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные
запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной
самореализации, привлечение в МБДОУ молодых специалистов.
Однако в штате отсутствуют тьюторы для сопровождения некоторых категорий детей
ОВЗ.
VI. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса — это совокупность
методических учебных материалов, используемых в процессе обучения.
Для организации образовательной деятельности используются информационнокоммуникационное технологическое оборудование: компьютеры, проекторы, ноутбуки
и т.д. Детский сад в достаточном количестве оснащен учебно-методической
литературой, позволяющей педагогам грамотно организовывать образовательный
процесс, имеется в наличии детская литература художественного и энциклопедического
характера.
Методическое обеспечение МБДОУ соответствует Образовательной программе
учреждения, ФГОС ДО, условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования. По реализуемым программам (основной и дополнительным) МБДОУ имеет
достаточное методическое обеспечение.
Педагоги в работе используют информационные, методические и дидактические
материалы, имеющиеся в методическом кабинете и группах МБДОУ, необходимые для
обеспечения качественной организации образовательной и досуговой деятельности
(методические разработки, методическая литература теоретического и прикладного
характера, аналитические материалы, периодические издания, электронные
образовательные ресурсы, дидактические материалы и пособия).
Библиотечный фонд укомплектован методическими и периодическими изданиями по
входящим в реализуемую МБДОУ образовательную программу модулям. Обеспечение
библиотечного фонда соответствует современным требованиям соответствия ФГОС ДО.
Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы

дошкольного образования, определяются дошкольным учреждением, с учетом
требований ФГОС ДО.
В МБДОУ имеется библиотека художественной литературы для чтения дошкольникам
(сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей, хрестоматии), научнопопулярная литература (энциклопедии, плакаты и т.п.), репродукции картин,
иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный
материал.
В методическом кабинете МБДОУ имеется доступ к информационной сети Интернет,
что позволяет педагогам при необходимости оперативно получить необходимую
информацию. Педагогическим работникам обеспечивается доступ к следующим
электронным базам данных:
профессиональные базы данных;
информационные справочные системы;
поисковые системы;
электронная библиотека и электронные образовательные ресурсы МБДОУ.
В Детском саду библиотека является составной частью методической службы.
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов,
группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой
по всем образовательным областям общеобразовательной программы, детской
художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими
информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой
возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий,
рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы
в соответствии с обязательной частью ОП.
Таким образом, имеющееся учебно-методическое обеспечение в ДОУ
соответствует требованиям реализуемой образовательной программы, способствует
повышению профессиональной компетентности педагогов, развитию их творческого
потенциала. Педагоги имеют возможность пользоваться фондом учебнометодической литературы, электронными образовательными ресурсами.
Однако, библиотечный фонд МБДОУ нуждается в частичном обновлении
парциальных программ по областям развития дошкольников, развитию детей раннего
возраста, в пополнении детской художественной и познавательной литературы.
VII. Оценка материально-технической базы.

Наименование

Кабинет
заведующего

Количество

В Детском саду сформирована материально-техническая база для реализации
образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В Детском саду
оборудованы следующие помещения:

1

Форма проведения
мероприятий

РППС

Консультации для

Нормативноправовые
документы,
справочная
литература,

педагогов, родителей, партнеров

Оценка

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО
100%

—

Методический
кабинет

Медицинский
кабинет

Физкультурный
зал

2

2

1

Музыкальный
зал

1

Кабинет
учителялогопеда

1

Педчасы, заседания
рабочих групп, малые
педсоветы, выставки
научно-методической
литературы

Медицинские
процедуры

Образовательная
деятельность по
ФИЗО.
Индивидуальная
работа по ФИЗО.
Спортивные
праздники,
развлечения.
Оздоровительные
мероприятия
Образовательная
деятельность по
музыке, досуги и
развлечения,
праздники,
родительские
собрания и др.
мероприятия для
родителей,
педагогический
совет
Обследование
детей.
Коррекционная
работа с детьми.
Консультативная
работа с родителями
по коррекции речи
для детей

документы
ДОУ,
оргтехника
Библиотека
педагогической,
справочной, детской
литературы, банк
педагогического
опыта,
демонстрационный,
иллюстративный
материал, текущие
документы,
оргтехника.
Медтехника и
аппаратура,
рециркуляторы,
медицинская
литература, текущие
документы,
оргтехника
Оснащение
необходимым
спортивным
оборудованием и
инвентарем по
возрастам,
музыкальный центр.

Соответствие
требованиям:
СаНПин — 100%

Соответствие
требованиям:
СаНПин — 100%

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО — 75%
Соответствие
требованиям
СаНПин — 100%.

Музыкальные
инструменты,
наглядные
материалы. TCO

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО —
90%
Соответствие
требованиям
СаНПин —
100%

Наличие
методической
литературы,
оборудование для
проведения
индивидуальной и
подгрупповой
работы.
Логопедический
стол с зеркалом

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО — 90
%
Соответствие
требованиям
СаНПин —
100%

Групповое
помещение:
Игровая
комната;
раздевальная
комната;
умывальная
комната;
туалетная
комната

16

НОД, игровая
деятельность детей.
Информационнопросветительская
работа с родителями

Спальное
помещение

8

Отдых детей
Гимнастика после
сна

Спортивная
площадка

1

Прогулка, занятия
на улице по ФИЗО,
игры

Площадки для
прогулок

16

Прогулка, занятия
на улице, игры

Оборудование
для
самостоятельной
игровой
деятельности
детей, центры по
основным видам
деятельности,
библиотека с
детской
литературой,
приспособления
для «следов»
детского
творчества, уголки
уединения и т.д.
Спальная мебель,
массажные
дорожки

Обеспечена
безопасность
условий
для спортивных и
подвижных игр
Обеспечена
безопасность
условий
для спортивных и
подвижных игр на
участке, занятий,
досуга

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО —
70%
Соответствие
требованиям
СаНПин —
100%

Соответствие
требованиям
ФГОС ДО —
70%
Соответствие
требованиям
СаНПин —
100%
Соответствие
требованиям
ФГОС
ДО — 90%.
Соответствие
требованиям
ФГОС ДО —
50%.

Для создания оптимальных условий пребывания детей в Детском саду, а также
улучшения качества образования в условиях внедрения ФГОС ДО, все группы оснащены
функциональной мебелью, игровым и учебным оборудованием, соответствующим
возрасту детей, мягким инвентарем. В наличии различные виды игрового и спортивного
оборудования. Обеспечена его доступность, зонирование групповых комнат в
соответствии с содержанием игровой деятельности в каждой возрастной группе.
Предметно-развивающая среда детского сада выступает в роли стимулятора, является
движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, обогащает его
развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация
среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарногигиеническим нормам (СанПиН 2.4.1.3049-13), физиологии детей.
На основании плана-графика проведения мониторинга инфраструктуры Детского сада,
утвержденного приказом заведующего от 28.03.2023 № 353, была проведена первичная
оценка степени соответствия РППС Детского сада требованиям ФГОС и ФОП ДО и
рекомендациям Минпросвещения, направленным в письме от 13.02.2023 № ТВ-413/03.

По итогам выявлено: РППС учитывает особенности реализуемой ОП ДО. В каждой
возрастной группе имеется достаточное количество современных развивающих пособий
и игрушек. В каждой возрастной группе РППС обладает свойствами открытой системы
и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую
функции.
В декабре 2023 года проведен повторный плановый мониторинг. Результаты показывают
хорошую степень соответствия РППС Детского сада требованиям законодательства и
потребностям воспитанников.
Здания МБДОУ оснащены системами безопасности: установлены системы оповещения
о пожаре, все помещения детского сада оборудованы тепловыми и дымовыми датчиками
оповещения о возможном возгорании, установлены системы автоматической передачи
извещений о пожаре на пульт централизованного наблюдения, установлены системы
аварийного освещения, имеются «тревожные кнопки», имеется план эвакуации людей
при пожаре, инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой
эвакуации.
Детский сад укомплектовано необходимыми средствами противопожарной
безопасности: огнетушителями, знаками пожарной безопасности, установлена
автоматическая пожарная сигнализация.
В учреждении проводится работа по обеспечению антитеррористической безопасности:
разработан Паспорт антитеррористической защищенности, действует контрольнопропускной режим.
По периметру территорий детского сада установлены камеры видеонаблюдения, въезд
транспорта на территорию детского сада органичен и строго регулируется сотрудниками
ЧОП.
Для организации качественного полноценного 4-х разового питания детей в МБДОУ
оборудованы пищеблоки, оснащенные всем необходимым технологическим
оборудованием и посудой, необходимыми для приготовления и хранения продуктов
питания.
В 2023 году в МБДОУ в корпусе №2 правого крыла первого этажа здания, проведен
капитальный ремонт с перепланировкой (музыкальный зал, методический кабинет,
приемная группы №14).
Материально-техническая база детского сада постоянно совершенствуется, изменяется
и пополняется в соответствии с требованиями и нормами обеспечения содержания детей
и организации образовательного пространства. Основные критерии организации
образовательной среды:
безопасность;
комфортность;
соответствие возрастным возможностям;
развивающая направленность;
доступность для использования детьми;
эстетичность оформления.
В здании детского сада имеется отопление, вода, канализация, сантехническое
оборудование, которое находится в удовлетворительном состоянии.

Участки оборудованы теневыми навесами, оснащены игровым и спортивным
оборудованием. Для проведения физкультурно-оздоровительных имеется спортивная
площадка.
Информационно-техническое оснащение.
№

Оснащенность электронно-образовательными
ресурсами, компьютерной техникой

количество

1

Количество компьютеров в кабинетах

12

2

Количество мультимедийных проекторов

3

3

Количество сканеров

5

4

Количество цифровых фотоаппаратов

0

5

Количество цифровых видеокамер

0

6

Количество принтеров

9

7

Количество ксероксов

0

8

Количество планшетов

0

9

Брошюраторов

1

10

Ламинаторов

2

11

Количество камер видеонаблюдения

15

12

Количество компьютеров, с которых имеется выход в
Интернет

15

13

Адрес сайта

14

Адрес электронной почты

https://bur56ter.tvoysadik.ru/news
ds_56@govrb.ru

15

Количество / % педагогов, владеющих ИКТ

29

16

Количество / % педагогов, использующих ИКТ

15

17

Количество / % педагогов, прошедших КПК по ИКТ

5

.
Медицинское обслуживание воспитанников в учреждении обеспечивает ГАУЗ
Городская поликлиника № 2 и специально закрепленный медицинский персонал,
который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое
развитие детей; проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.
Медицинское обслуживание в пределах функциональных обязанностей медицинского
персонала учреждение оказывается бесплатно. Учреждение предоставляет помещение и
соответствующие условия для работы медицинского персонала в соответствии с
действующими нормативами.
Работники Учреждения проходят периодические бесплатные медицинские обследования
за счет средств органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Вывод: материально-технические условия МБДОУ соответствуют требованиям
СанПиН, правилам пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья всех субъектов
образовательного процесса, обеспечивает комплексную безопасность дошкольного
учреждения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями.
Оценка материально-технического оснащения детского сада при проведении занятий с
воспитанниками выявила необходимость следующих мероприятий:

-для полноценной (качественной) организации и подготовки педагогов к занятиям
отсутствует стабильное и устойчивое скоростное интернет - соединение;
- капитальный ремонт здания и прилегающих территорий корпуса №1;
- капитальный ремонт здания и прилегающих территорий корпуса №2
VIII. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества
образования.
В учреждении разработано положение о внутренней системе оценки качества
образования в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662. Целью организации
внутренней системы оценки качества образования является анализ исполнения
законодательства в области образования и качественная оценка образовательной
деятельности и выполнения комплексного плана контроля для определения факторов и
своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном
образовательном учреждении.
Направления ВСОКО соответствуют требованиям ФГОС ДО, а также федеральным
требованиям к содержанию отчета о самообследовании. Оценке подлежат:
–
условия реализации ОП ДО;
–
образовательная деятельность ДОО;
–
результаты освоения ОП ДОО;
–
удовлетворенность родителей качеством предоставляемых образовательных
услуг.
Механизмами ВСОКО, в соответствие с законодательством, являются:
➢ оценка качества образовательных программ дошкольного образования;
➢ оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного
образования;
➢ оценка
качества
результатов освоения
воспитанниками
образовательных программ дошкольного образования.
Для обеспечения эффективной оценки
качества
образования в МБДОУ
используются различные виды контроля:
оперативный –оценка
текущего
состояния
дел
по
достаточно
узким направлениям деятельности;
тематический – глубокое изучение состояния дел по выбранному направлению;
предупредительный – предупреждение недостатков и отбор рациональных
решений проблем;
итоговый – оценка результатов работы педагогического коллектива в конце
отчётного периода;
социологические исследования семей.
По итогам контрольных мероприятий проводятся заседания Педагогического Совета
учреждения, Общего собрания членов трудового коллектива, совещание при
заведующем. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по
итогам контрольныхмероприятий,определяется эффективность проведенной работы,
сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их
решения и приоритетные задачи учреждения для реализации в новом учебном году.
Для осуществления различных видов контроля в МБДОУ используются такие формы,
как самоанализ, диагностика, информация, полученная в результате тестов, анкет, бесед.
При проведении внутренней оценки качества образования изучается степень
удовлетворенности родителей качеством образования в дошкольном учреждении на
основании анкетирования родителей, опроса.
В ноябре 2023 года проведено анкетирование «Оценка качества образования» ставит не
только получение ответов на вопросы о качестве работы детского сада, но и выявление
проблемных точек соприкосновения в сотрудничестве с родителями, получение

объективной информации по различным аспектам функционирования МБДОУ глазами
родителей.
В анкетировании участвовало 183 родителя (законный представитель) воспитанников
МБДОУ.
Анкетирование было анонимным, родителям только предлагалось указать группу,
которую посещает их ребенок. Обработка анкет проведена как по группам, так и в целом
по всему детскому саду.
Результаты анкетирования показали, что 95,6% родителей обучающихся удовлетворены
качеством предоставляемых услуг.
Согласно анкетированию по удовлетворенности качеством условий пребывания,
удовлетворены 95% родителей.
Незначительный процент 5% опрошенных родителей устраивает не в полном объеме
(режим пребывания ребенка в ДОУ, небольшая площадь групповых комнат и т.д.)
Вывод: Система оценки качества образования функционирует в соответствии с
требованиями законодательства, позволяет анализировать и планировать деятельность
учреждения. Анализ анкетирования родителей показал соответствие результатов
внутреннего мониторинга качества образования внешней оценке, объективность
полученных результатов. По результатам внутреннего мониторинга принимаются
управленческие решения, направленные на повышение качества образовательного
процесса.
Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 30.12.2023 .
Показатели

Единица
измерения

Количество

Образовательная деятельность
Общее количество воспитанников, которые обучаются
по программе дошкольного образования
в том числе обучающиеся:

человек

408

в режиме полного дня (8–12 часов)

408

в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов)

0

в семейной дошкольной группе

0

по форме
семейного
образования
с психологопедагогическим сопровождением, которое организует
детский сад

0

Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет человек

34

Общее количество воспитанников в возрасте от трех человек
до восьми лет

374

Количество (удельный вес) детей от общей численности человек
воспитанников, которые получают услуги присмотра (процент)
и ухода, в том числе в группах:
8—12-часового пребывания

408 (100%)

12—14-часового пребывания

0 (0%)

круглосуточного пребывания

0 (0%)

Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ человек
от общей
численности
воспитанников,
которые (процент)
получают услуги:
по коррекции недостатков физического, психического
развития

40 (9,8%)

Обучению по образовательной программе дошкольного
образования

40 (9,8%)

присмотру и уходу

40 (9,8%)

Средний показатель пропущенных по болезни дней день
на одного воспитанника

8

Общая численность педработников,
количество педработников:

27

в том

числе человек

с высшим образованием

14

высшим образованием педагогической направленности
(профиля)

14

средним профессиональным образованием

13

средним
профессиональным
педагогической
направленности (профиля)

образованием

13

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников, которым по результатам аттестации (процент)
присвоена квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том числе:

15 (56%)

с высшей

1 (3,7%)

первой

14 (51.9%)

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников в общей численности педагогических (процент)
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
до 5 лет

10 (37%)

больше 30 лет

6 (22,2%)

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников в общей численности педагогических (процент)
работников в возрасте:
до 30 лет

5 (18,5%)

от 55 лет

2 (7,4%)

Численность
(удельный
вес)
педагогических человек
и административно-хозяйственных работников, которые (процент)
за последние 5 лет прошли повышение квалификации
или профессиональную переподготовку, от общей
численности таких работников

25 (72%)14

Численность
(удельный
вес)
педагогических человек
и административно-хозяйственных работников, которые (процент)

18 (29%)

прошли повышение квалификации по применению
в образовательном
процессе
ФГОС,
от общей
численности таких работников
Соотношение «педагогический работник/воспитанник»

человек/чело
век

Наличие в детском саду:

да/нет

1/15

музыкального руководителя

да

инструктора по физической культуре

да

учителя-логопеда

да

учителя-дефектолога

нет

педагога-психолога

да

Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых осуществляется кв. м
образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника

8

Площадь помещений для
деятельности воспитанников

150

дополнительных

видов кв. м

Наличие в детском саду:

да/нет

физкультурного зала

да

музыкального зала

да

прогулочных площадок, которые оснащены так, чтобы
обеспечить потребность воспитанников в физической
активности и игровой деятельности на улице

да

Анализ показателей указывает на то, что Детский сад имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные
программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Детский сад укомплектован достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение
квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности.
На основании результатов анализа показателей деятельности в качестве положительных
фактов можно отметить следующее:
структура и система управления образовательным учреждением соответствуют
специфике деятельности МБДОУ, обеспечивают его стабильное функционирование,
вовлеченность работников учреждения и родителей воспитанников в воспитательно образовательный процесс;
образовательный процесс в учреждении организован в соответствии с
государственной политикой в сфере образования, ФГОС ДО, образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ детский сад № 56 «Теремок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ;

воспитательно-образовательная работа строится с учетом индивидуальных
особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной
взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей;
уровень готовности выпускников к обучению в школе – выше среднего;
показатели мониторинга свидетельствуют об успешном освоении программы, о
высоком уровне сформированности у детей необходимых знаний и умений. Результаты
мониторинга оценки качества выполнения ОП ДО являются удовлетворительными и
соответствуют возрасту детей и требованиям ФГОС ДО;
организация образовательного процесса в МБДОУ осуществляется в соответствии
с годовым планированием, с образовательной программой дошкольного образования
(общеразвивающие группы), индивидуальной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования на основе ФГОС ДО;
кадровая политика МБДОУ направлена на развитие профессиональной
компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные запросы,
созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной
самореализации, привлечение в МБДОУ молодых специалистов;
учебно-методическое обеспечение в ДОУ соответствует требованиям
реализуемой образовательной программы, способствует повышению профессиональной
компетентности педагогов, развитию их творческого потенциала.
материально-технические условия МБДОУ соответствуют требованиям СанПиН,
правилам пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья всех субъектов
образовательного процесса, обеспечивает комплексную безопасность дошкольного
учреждения.
В соответствии с полученными результатами наметились основные перспективы
развития МБДОУ на 2024 год:
Продолжать создание условий для повышения профессионального уровня, для
профессиональной и творческой самореализации педагогов посредством расширения
спектра применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации.
Усилить координированную коррекционную помощь дошкольникам с тяжелыми
нарушениями речи, ввести дополнительные меры по осуществлению организации и
контроля взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ.
Использовать методы развивающего обучения с целью активизации
познавательного развития дошкольников, мотивировать педагогов на повышение уровня
познавательной активности воспитанников.
Использовать эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Мотивировать педагогов применять современные интерактивные технологии
обучения.
Пополнить библиотечный фонд методической литературой и комплектами
заданий по всем образовательным областям ОП ДОУ для подготовки педагогов к
проведению занятий.

Совершенствовать условия развивающей предметной пространственной среды в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Таким образом, проведенный анализ деятельности МБДОУ детский сад №56 «Теремок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ, за учебный год позволяет сделать вывод о том, что
все виды основной деятельности детского сада организованы и ведутся в соответствии с
требованиями российского законодательства в сфере образования. Содержание и
качество подготовки обучающихся, содержание реализуемой ОП ДО в целом
соответствует ФОП и ФГОС ДО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».