Пояснительная записка
Имея опыт работы в народном театре кукол «Софит» и проработав много лет в
детском саду, я поняла, что театр – это то, что может раскрыть ребенка, его
внутренний потенциал, его чувства, эмоции, настроение, его внутреннее Я. Ведь
основная задача театрализованной деятельности- это развитие выразительности речи,
а выразительность речи связана с проявлением индивидуальности человека.
Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи –
важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и
художественного развития.
Необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог передавать свои
эмоции, чувства, взгляды публично, не стесняясь посторонних слушателей. К этому
важно приучить еще в раннем детстве. Бывают люди с богатым духовным
содержанием и выразительной речью, но замкнутые и стеснительные, в результате
чего они теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной
публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с
малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь окажет
театр. Он всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их
думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно
связано и совершенствование речи: активизируется словарь ребенка, звуковая
культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики
ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную
направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта. Любимые герои становятся
образцами для подражания. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со
вкусом оформление спектакля. Активное участие детей в подготовке атрибутов,
декораций развивает не только ручные умения, но и их вкус, воспитывает чувство
прекрасного. Восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают
нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают
соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус
детей.
Считаю, что именно театр, поможет раскрепостить детей, создать такую
атмосферу добра и тепла, о которой дети будут вспоминать с теплотой.
Цель: развитие интонационной выразительности речи через театрализованную
деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках.
Развивать диалогическую форму речи, дикцию.
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрам, с разными видами кукольных театров)
Совершенствовать умение связано пересказывать небольшие по объёму сказки.
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в
едином педагогическом процессе.
Развивающие:
Создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать
способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Развивать фантазию детей, воображение и память.
Развивать мелкую моторику при изготовлении атрибутов и кукол к спектаклям.
Стимулировать желание искать выразительные средства для создания
персонажей.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь и
поддержку.
Методические рекомендации
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в
утренние и вечерние часы в нерегламентированное время: органично включение в
другие виды деятельности, а также запланирована специально в недельном
расписании занятий по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром.
Желательно проводить занятия подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к
каждому ребенку.
В вечернее время может быть организована работа разнообразных студий,
результаты работы студий (ручного труда, ИЗО, музыкальной, театрализованной
деятельности) объединяются в единый продукт, концерт, спектакль или праздник. В
работе студий могут принимать участие родители и другие взрослые (воспитатели,
няни, музыканты и. т.д.). В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей
и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна
обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на
театрализацию любимого произведения.
Поэтому в центре театральной деятельности должны быть разные виды
кукольного театра (пальчиковые, бибабо, марионетки, тростевые), также маски,
костюмы, атрибуты для театра теней, на фланелеграфе, различный бросовый и
природный материал, ткани. Желательно в группе иметь мини сцену и занавес,
различные ширмы, аудиозаписи, магнитофон, дополнительное световое освещение.
Формы и методы работы с детьми:
1. Наглядные: просмотр спектаклей, просмотр сюжетов пантомимы,
рассматривание костюмов, иллюстраций героев и персонажей сказок и других
художественных произведений, экскурсии в театр и в театральные мастерские.
2. Словесные: чтение произведений художественной литературы, беседы, в
которых говорится о характере героев, вопросы, дискуссии, заучивание отрывков
текста, песен, стихов, чистоговорок, скороговорок.
Упражнения: произнеси с разной интонацией, переставь ударения (Каждый раз
на другое слово)
3. Практические: разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной)
а) вербальная – интонация, лексика, и синтаксис
б) невербальная – мимика, жесты, поза.
Упражнение по социально-эмоциональному развитию детей.
Игры – превращения, мини сценки. Пантомима под музыку, танец и песня
героев. Импровизации на разные темы.
Изготовление атрибутов, декораций, кукол и масок к спектаклям.
Приемы:
- Выбор детьми произведения и роли по желанию
- Назначение на главные роли наиболее робких застенчивых детей.
- Распределение ролей по карточке (схематично изображен персонаж).
- Проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две проблемы
- Нехватка ролей
- Кто будет играть отрицательных героев.
Решение: подгрупповые занятия, парное проигрывание, придумывание
дополнительных ролей. Объяснить детям, что артисты должны играть как
положительные, так и отрицательные роли, их играть сложнее.
В работе с родителями использовать следующие приемы:
Приглашать родителей на групповые спектакли как в качестве зрителей, так и в
качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.
Привлекать родителей в помощи по организации экскурсий в театры, а также на
просмотр спектаклей.
Работать единой командой с музыкальными руководителями, с другими узкими
специалистами. Совместно организовывать для детей праздники, развлечения,
спектакли, досуги.
Содержание программы
Средняя группа
Цель: обучать элементам художественно-образных выразительных средств
(интонации, мимике, пантомиме)
Занятия по 10-15 минут проводятся1 раз в две недели во второй половине дня.
Месяц
Вид деятельности
Цели и содержание
1 занятие
«Изменю себя, друзей, догадайтесь, кто же я?»
Беседа с детьми
Ряжение в костюмы
Имитационные этюды
Сентябрь
2 занятие
«Язык жестов»
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Беседа с детьми.
Подвижная игра «Смелые мышки»
1 занятие
2 занятие
Октябрь
Ноябрь
«Колобок»
Отгадывание загадок с изображение их героев.
Показ и рассказывание сказки педагогом (с
помощью детей)
Познавательное
«Что такое театр»
цель: Познакомить детей с театром, рассказать,
что такое театр я для чего он нужен.
Формировать представления детей о правилах
поведения в театре. Развивать интерес к театру.
1 занятие
«Очень жить на свете туго без подруги и без
друга»
чтение стихотворения, беседа о друзьях
Рассказывание сказки «Лучшие друзья»
Беседа по содержанию
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
2 занятие
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не
попался»
Отгадывание загадок
Этюды на выразительность передачи образа.
Познавательное
«Путешествие по городу»
Цель: Познакомить детей с театрами нашего
города. Рассказать детям о том, чем они схожи
и чем отличаются
Конструирование
(строительный
материал или ЛЕГО)
«Построим театр»
Цель: Учить детей с помощью строителя
передавать характерные формы здания театра,
зрительный зал, сцена и другое. Развивать
творчество, воображение, ручные умения.
1 занятие
Декабрь
«Игры с бабушкой Забавой»
Создание игровой мотивации.
Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази
героя»
«Вот как я умею»
Игра «Что я умею»
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я
умею»
2 занятие
«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не
попалась»
Упражнение на выразительность движений и
мимики
Упражнение на интонационную
выразительность повторное чтение сказки
Познавательное
Беседа на тему «Никогда не унывай»
Цель: Учить детей по выражению лица
определять настроение человека. Формировать
умение выражать сочувствие тому, кто в нем
нуждается.
Рисование
«Добрый гномик»
Цель: Учить с помощью цвета, формы, черт
лица (улыбка) передавать доброту гномика.
1 занятие
«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал
рядом «мяу!»
слушание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?
Пантомимические этюды
2 занятие
«Только «Мяу» где сыскать?»
Рассказывание сказки «Кто сказал Мяу?» с
помощью воспитателя.
пантомимическая игра «Угадай кого я покажу»
Ручной труд
изготовление элементов маскарадных
костюмов
Цель: Познакомить детей с маскарадными
костюмами, учить детей вырезать разные
маски: очки, заяц, медведь.
1 занятие
«Невоспитанный мышонок один остался без
друзей»
Чтение стихотворения «добрые слова»
Игра «Назови вежливые слова»
Рассказывание сказки
Проблемная ситуация
2 занятие
«Что мышонку делать и как быть, как друзей
обратно возвратить?»
Загадка, беседа по содержанию.
Игра на интонирование вежливых слов.
Рассказывание сказки детьми.
Познавательное
«Откуда кукла к нам пришла»
Цель: Познакомить детей с прошлым куклы.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам
и труду взрослых. Учить детей самостоятельно
изготавливать фигурки для настольного театра,
Январь
Февраль
1 занятие
2 занятие
Март
Игра-инсценировка
элементами ТРИЗ
Аппликация
«Укрась Рукавицу»
Рассматривание узоров, вырезывание узоров из
бумаги,
выкладывание их на вырезанном силуэте
рукавицы, приклеивание.
1 занятие
«Поссорились зверушки, не знают как им быть,
как же это яблоко на всех им поделить.»
музыкальная загадка разыгрывание этюдов и
диалогов из сказки.
2 занятие
«Сильный дождик припустил, муравьишку
измочил» подвижная игра «Дождик»
рассказывание сказки В. Сутеева «Под
грибом»
Развлечение
«В сказочном лесу»
Цель: Вызвать у детей желание помочь девочке
найти дорогу к бабушке, желание участвовать в
инсценировках сказок. Учить детей двигаться
под музыку и исполнять песни персонажей,
пользоваться разными видами театра (Драма,
фланелеграф, теневой)
Апрель
1 занятие
Май
путем склеивания заранее вырезанных форм.
«Упрямые ежата» рассказ про двух ежей
беседа по содержанию придумывание
окончания истории детьми и показ на ширме.
«Вот так яблоко!» игра на выразительность
мимики.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко»
Беседа по содержанию
слушание музыкальных фрагментов
имитационные упражнения.
с по сказке «Рукавичка»
Цель: Учить детей изображать характерные
особенности поведения персонажей. Развивать
творчество, умение моделировать, заменять
героев геометрическими фигурами.
2 занятие
«Каждый хочет спрятаться под маленьким
грибком»
Разыгрывание сказки «Под грибом»
Игра-конкурс «Попросись под грибок»
«Дождик льет, льет, льет, а грибочек все
растет!»
Игра- имитация «Угадай, кто попросился под
грибок»
Месяц
Пальчиковые игры: «Машенька», «Мишутка сладкоежка», «Семья», «Этот
пальчик хочет спать…», «Засолка капусты», «Как живешь?», «Вышли пальчики
гулять» и другие.
Подвижные игры: «Краски», «Совушка-сова», «Лягушата и цапля»,
«Лохматый пес», «Мороз красный нос», «Мышеловка», «Кролики и лиса»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дом», «Театр», различные
путешествия и т.д.
Игры – превращения: Игра с платком (изобрази бабочку, лису, принцессу,
фокусника и т.д.) «Лисичка подслушивает», «Что там происходит», «Кузнечик»,
«Цветок», «Цирк»
Совместная деятельность:
Настольный театр «Ясочкин садик», Театр игрушек «Маша обедает»,
инсценировка сказки «Колобок», Настольный театр игрушек «Девочка чумазая», игр –
драматизация «Репка», «Теремок». театр теней «Колобок», развлечение «Веселое
путешествие», развлечение «Мои любимые игрушки»
Старший дошкольный возраст
5-7 лет
Цель: Совершенствовать художественно- - образные исполнительские умения.
Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи и
пантомимические умения.
Занятия по 15-25 минут еженедельно во вторую половину дня.
Тема
Цель
Содержание
Сентябрь
1 занятие
«Попробуем
измениться»
Цель: Создать эмоционально
благоприятную атмосферу
для дружеских
взаимоотношений.
Развивать способность
понимать собеседника.
Познакомить детей с
понятиями «Мимика»,
«жест». Упражнять детей в
изображении героев с
помощью мимики, жестов.
2 занятие
Цель: Развивать фантазию,
«Раз, два, три,
творчество, в процессе
четыре, пять – вы придумывания диалога к
хотите
сказке. Учить проявлять
поиграть?»
свою индивидуальность и
неповторимость.
Активировать
использование в речи детей
понятие «Мимика», «Жест»
3 занятие
Цель: Развивать у детей
«Игровой урок» выразительность жестов,
мимики, голоса.
Активизировать словарь
Игра «Назови ласково соседа»
вопросы к детям
Творческое задание
Пантомимические загадки и
упражнения
Игра «Театральная разминка»
Конкурс на лучшую
драматизацию сказки
«Курочка Ряба»
Сюрпризный момент
Игры на выразительность
жестов, мимики, голоса
Октябрь
детей.
4 занятие «Что я Цель: Выявить знания детей
знаю о театре»
о театре, его видах.
Выяснить что есть в театре,
из чего он состоит.
Рассказать детям о театре
пантомимы.
Рисование «Как я Цель: Учить детей
был в театре»
воспроизводить в рисунке
или «Какой
ранее увиденные и
спектакль я
пережитые события. Учить
видел в театре»
создавать сюжет из
нескольких предметов.
1 занятие
Цель: Способствовать
«Одну
объединению детей в
прекрасную
совместной деятельности.
сказку хотим мы Учить средствами мимики и
показать»
жестов передавать наиболее
характерные черты
персонажа сказки.
2 занятие
Цель: Учить характерной
«Играем
передаче образов
пальчиками»
движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей
понятие «Пантомима».
3 занятие
Цель: развивать фантазию.
«Постучимся в
Совершенствовать
Теремок»
выразительность движений.
Ноябрь
Ручной труд
изготовление
пальчиковых
кукол
1 занятие
«Косолапый
приходил,
теремочек
развалил»
2 занятие
«Учимся
говорить поразному»
рассказ о театре
рассматривание книги И.А.
Генераловой «Театр»
рассмотреть фотографии
детей в театре на Ёлке, на
других представлениях.
Самостоятельная работа
детей.
Пантомимическая игра
Творческая игра «Что это за
сказка?»
Повторение и закрепление
понятия «Пантомима»
Игровые упражнения с
помощью пальцев.
Игра – инсценировка
игра-загадка «Узнай, кто это?
Знакомство со сказкой В.
Бианки «Теремок»
Этюд на расслабление и
фантазия «Разговор с лесом»
Цель: Учить детей создавать готовые силуэты героев дети
своими руками персонажей вырезают, раскрашивают и
спектакля, вырезать готовые наклеивают на кольцо,
формы и раскрашивать их
сделанное из полоски бумаги,
красками. Развивать
диаметром с пальчик.
воображение и ручные
Обыгрывание готовых
умения.
пальчиковых кукол.
Цель: Учить узнавать героев Игра «Угадай героя»
по характерным признакам. Драматизация сказки
Совершенствовать умение
«Теремок»
детей передавать образы
героев сказки. Формировать
дружеские
взаимоотношения.
Цель: Развивать
Вводная беседа
интонационный строй речи Объяснение понятия
у детей. Упражнять в
«интонация».
проговаривании фраз с
упражнения, игры, ситуации
Декабрь
3 занятие
«Учимся четко
говорить»
различной интонацией.
Развивать коммуникативные
способности.
Цель: Отрабатывать дикцию
проговариванием
скороговорок, развивать ее.
на отработку интонационной
выразительности.
Погружение в сказочную
ситуацию
введение понятия
«скороговорка»
игра-упражнение «Едем на
паровозе»
4 занятие
Цель: Познакомить детей с
Воспитатель одевает мантию
«Путешествие в античным театром, показать и перевязывается ей как в
прошлое театра» и рассказать, чем схож он с древней Греции. Стулья
современным театром.
расставлены полукругом в 3
Рассказать о истории театра, ряда. Воспитатель
какими были театры 300 лет разыгрывает небольшое
назад и даже больше.
представление с детьми
(заранее подготовленными).
Далее идет беседа с
рассматриванием
иллюстраций и видео
сюжетов.
Конструирование Цель: Развивать
Рассматривание изображений
из деревянного
воображение детей, умение античного театра.
строителя
рассматривать схемы,
Постройка с использованием
«Построй
подбирать детали для
схемы.
античный театр» постройки.
1 занятие «Раз,
Цель: Уточнить понятие,
игра «Едем на поезде»
два, три, четыре, «скороговорка». Развивать
Введение понятия «рифма».
пять – стихи мы дикцию. Пополнить
д/игра «Придумай рифму»
будем сочинять» понятийный запас новым
придумывание стихотворения
словом «рифма». Упражнять детьми с помощью
в придумывании рифмы к
воспитателя.
словам. Учить работать
вместе, сообща, дружно.
2 занятие
Цель: Создать
Д/игра «Придумай как можно
«Веселые стихи положительный
больше слов»
читаем и слово
эмоциональный настрой.
физкультминутка
рифму
Упражнять детей в подборе придумывание рифмующихся
добавляем»
рифм к словам. Закрепить
слов.
понятие «рифма». Поощрять
совместное стихосложение.
3 занятие
Цель: Показать детям, что
Вводная беседа
«Рассказывание каждый человек
Рассказы детей по
про любимые
индивидуален и имеет свои ассоциациям.
игры и сказки»
интересы и предпочтение.
Знакомство со сказкой
Учить связано и логично
Я. Тенясова «Хвостатый
передавать мысли помочь
хвастунишка»
детям понять смысл сказки
Я. Тенясова «Хвостатый
хвастунишка»
4 занятие
Цель: совершенствовать
«Гордится
умения детей передавать
Петенька красой, образы персонажей сказки,
ног не чует под
используя разные средства
собой»
выразительности.
Воспитывать уверенность в
себе, в своих силах.
Ручной труд
Цель: продолжать развивать
«Мастерская
мелкую моторику детей,
Деда Мороза»
вырезая из бумаги маски,
мелкие украшения,
складывать из бумаги
оригами в виде снежинок и
т. д. Развивать воображение,
фантазию, эстетический
вкус
Январь
1 занятие «Петя
хвастался
смеялся , чуть
лисе он не
достался»
2 занятие
«Сочиняем
новую сказку»
3 занятие
«Сказки сами
сочиняем, а
потом мы в них
играем»
4 занятие
«Путешествие в
чудесный мир
театра»
Цель: Совершенствовать
умение детей
драматизировать сказку.
Воспитывать
доброжелательное
отношение друг к другу.
Учить коллективно и
согласованно взаимодействовать, проявляя свою
индивидуальность.
Цель: Развивать у детей
творческое воображение.
Учить последовательно
излагать мысли по ходу
сюжета. Совершенствовать
навыки групповой работы.
Цель: Развивать у детей
творческое воображение.
Учить выразительно
передавать характерные
особенности героев сказки.
Развивать
самостоятельность и умение
согласованно действовать в
коллективе.
Цель: Познакомить детей с
театром, как одним из видов
искусства, с театральными
профессиями: гример, актер,
Погружение в сказку.
Пантомимические
упражнения интонационные
упражнения.
Изготовление элементов
маскарадных костюмов,
новогодних украшений
Отгадывание загадок
Упражнение у зеркала
«Изобрази настроение»
Драматизация сказки
Заключительный танец.
Знакомство со сказкой В.
Сутеева «Кораблик»
Беседа по содержанию
Придумывание продолжения
сказки.
Погружение в сказку,
придуманную детьми.
Игра «Узнай героя»
Драматизация сказки.
Беседа о искусстве его видах
Погружение в мир театра
Экскурсия по мастерским
театра.
Рисование
«Театральная
Афиша»
Февраль
1 занятие
«Наши эмоции»
2 занятие
«Изображение
различных
эмоций»
3 занятие
«Распознаем
эмоцию по
мимике и
интонациям
голоса»
костюмер, бутафор,
режиссер, художник и т.д.
повторить правила
поведения в театре с
помощью сказки «Вежливые
слова». Воспитывать
устойчивый интерес к
театру.
Цель: Познакомить детей со
структурой афиши. Учить
детей отражать название
спектакля в рисунке.
Развивать воображение,
фантазию.
Цель: Учить распознавать
эмоциональное состояние по
мимике, подбирать нужную
графическую карточку с
эмоциями в конкретной
ситуации и изображать
соответствующую мимику у
себя на лице.
Совершенствовать умение
связно и логично излагать
свои мысли.
Цель: Продолжать
знакомить детей со
схематичным изображением
эмоций: радости, злости,
страха, грусти, испуга и т.д.
Закреплять умение детей
логично, связно излагать
мысли, используя в речи
сложноподчиненные
предложения.
Цель: Учить распознавать
эмоции по мимике и
интонациям голоса.
Упражнять детей в
изображении этих эмоций,
используя жесты, движения,
голос. Обогащать и
активизировать словарь
детей понятиями,
обозначающими различные
эмоции. Способствовать
обогащению эмоциональной
сферы ребенка.
Перевоплощение в героев
сказки
Проигрывание сказки
«Вежливые слова»
Рассматривание готовых
афиш.
Показ способов рисования и
написания букв.
Самостоятельная работа
детей
Рассматривание сюжетных
картинок.
Беседа.
Упражнение «Изобрази
эмоцию».
Практическое задание.
Объяснение понятия
«Эмоция»
Мимические упражнения
Этюды на изображение
эмоций.
Рассматривание графических
карточек
Беседа
Игра «Угадай эмоцию»
(«Испорченный телефон»)
Март
4 занятие
«Злая, злая
нехорошая змея
укусила
молодого
воробья»
Цель: Помочь детям понять
и осмыслить настроение
героев сказки. Закреплять
умение распознавать
эмоциональные состояния
по различным признакам.
Способствовать открытому
проявлению эмоций и
чувств различными
способами.
Лепка из глины
Цель: Учить детей лепить из
Куклы для
глины персонажей сказки
сказки
точно передавая формы
«Теремок»
животных. После
просыхания раскрашивать
их гуашью.
1 занятие
Цель: Воспитывать у детей
«Пропал бы
эмпатию (сочувствие,
бедный воробей, желание прийти на помощь
если б не было
другу). Совершенствовать
друзей»
умение передавать
настроение персонажей
сказки, используя
разнообразные средства
выразительности.
Закреплять умение
последовательно излагать
мысли, используя в речи
сложноподчиненные
предложения.
2 занятие «Друг Цель: Помочь детям понять
всегда прийдет
взаимозависимость людей и
на помощь»
их необходимость друг
другу. Совершенствовать
умение понятно выражать
свои чувства и понимать
переживания других людей.
3 занятие «Слава, Цель: Совершенствовать
слава Айболиту, умение драматизировать
слава, слава всем сказку, выразительно
друзьям!»
передавать образы героев.
Развивать социальные
навыки общения.
Знакомство со сказкой К. И.
Чуковского «Айболит и
Воробей»
Беседа о настроении героев
сказки
Практическое задание.
1 этап: Лепка животных для
сказки «Теремок»
2 этап: расписывание.
2 этап: обыгрывание сказки
Слушание песни «Если с
другом вышел в путь»
Беседа о друге
Повторное слушание сказки
К. И. Чуковского «Айболит и
Воробей» Упражнение
«Изобрази настроение»
Чтение стихотворения о друге
Рассказ из личного опыта.
Беседа о сказках
игра - загадка «Зеркало»
отгадывание загадок Ряжение
в костюмы драматизация
сказки «Айболит и воробей»
4 занятие
интегрированное
«Что такое
куклы?»
Апрель
Ручной труд
куклы из папьемаше «Ферма на
пальцах»
Цель: Продолжать
знакомить детей с
устройством театральных
кукол, с видами кукол, с
историей их возникновения.
Учить пользоваться ими.
Показать способы
изготовления кукол из
шерстяных ниток.
Цель: Учить детей делать
раствор папье-маше,
вылеплять из него фигурки
домашних животных. Через
2-3 дня после просыхания,
раскрашивать их
акварельными красками и
разыгрывание сказок.
Сюрпризный момент: Кукла,
сундучок с другими куклами
рассматривание.
Беседа знакомство с куклами.
Изготовление ниточных
кукол. Обыгрывание танца
кукол под музыку.
Рассмотреть готовые
заготовки кукол из папьемаше
Вместе с детьми приготовить
тесто из бумаги клея и муки
для папье- маше.
Слепить фигурки для
пальчикового театра и
оставить их просыхать.
1 занятие «Когда Цель: Вызвать у детей
Слушание русской народной
страшно, видится эмоциональный настрой на
сказки «У страха глаза
то, чего нет»
сказку. Продолжать
велики».
развивать у детей умение
Беседа по сказке.
различать основные
Изображение эмоции страха.
человеческие эмоции (страх, Рассказы из личного опыта.
радость) изображать их,
находить выход из
ситуации. Продолжать учить
грамотно отвечать на
вопросы по содержанию
сказки.
2 занятие
Цель: Закреплять умение
Рассматривание картинки
«Преодолеем
детей изображать страх.
«Страшно».
страх»
Учить преодолеть это
Изображение различных
состояние.
степеней страха.
Совершенствовать умение
Игра «Преодолеем страх»
детей логично выразительно Рассказывание и показывание
пересказывать сказку.
(Настольный театр) «У страха
глаза велики»
3 занятие
Цель: Совершенствовать
Распределение ролей Ряжение
«У страха глаза выразительность мимики,
в костюмы драматизация
велики»
жестов, голоса при
сказки «У страха глаза
драматизации сказки. Учить велики»
бесконфликтно
распределять роли, уступая
друг другу или находя
другие варианты.
Цель: Вызвать
положительные эмоции и
способствовать укреплению
коммуникативных
отношений между детьми.
Формировать умение
эмоционально и
выразительно общаться.
Развивать монологическую
речь.
Ручной труд
Цель: привлечь детей к
фигурки для
участию в подготовке к
теневого театра к сказке. Продолжать
сказке «Репка»
закреплять умения вырезать
по контуру.
1 занятие
Цель: Побуждать родителей
Викторина
и детей к совместным
«Игралочка»
театрализованным играм,
вызвать радостный
эмоциональный настрой.
Развивать инициативу,
логическое мышление,
воображение.
Май
4 занятие
«Весна – красна
пришла»
2 занятие
викторина «Мы
любим сказки»
Цель: Закреплять умение
детей использовать
различные средства
выразительности в передаче
образов героев сказок.
Сюрпризный момент
Танец детей под музыку П.И.
Чайковского «Времена года»
Проговаривание
чистоговорки.
Игра пантомима «Сугроб»,
«Медвежата»
Разыгрывание по ролям
стихотворения В. Берестова
«Воробушки» «Лось»
Дети вырезают по готовым
силуэтам фигурки из черного
картона.
сюрпризный момент –
волшебник.
Чтение стихотворения Д.
Шарди. Рифмы.
Игра – пантомима «Нос.
умойся»
игра «Расскажи стихи
руками», «Сенокос»
Разыгрывание по ролям
стихотворения И. Жукова
«Киса»
Проведение викторины.
Драматизация любимой
сказки. Награждение.
Клубные часы:
«В гостях у Бабы Яги», «Полярная сова Лэнгкэй», «Театральная маска»,
«Заюшкина избушка», «Я от бабушки ушел», маска «Пришельца», «Кот дрозд да
петушок», перчаточные театр «Колобок», «Маскарадная маска», Драматизация сказки
«Теремок»
Пальчиковые игры
«Паучок», «Сороконожки», «Как живешь?», «Цветы», «У меня живет проглот»,
«Компот», «Засолка капусты», «Десять птичек стайка», «Попугай – художник»,
«Кошка», «Машенька», «Мишутка сладкоежка» и другие.
Подвижные игры:
«Совушка – сова», «Карабас- Барабас», «зазеркалье», «Лягушата и цапля»,
«Усатый сом», «Кролики и лиса», «Хитрая лиса», 2Коршун и цыплята», «Гуси –
лебеди», «Мышки – шалунишки», «Теремок», «Кот Васька», «Редька на грядке»,
«Чучело», «Мороз красный нос», «Баба Яга», «Бабушка Маланья», «зайки и сторож2,
«Горелки с платком».
Игры – превращения
2Театр пантомимы», «Сказочники», «Голосовой театр», « И я», «Канатоходец»,
«Алые цветы», «За кулисье», «Шумелки – пыхтелки», «Король». «Молчанка», «Лицо –
призрак», «Вредина», «шутка – прибаутка» и другие.
Сюжетно-ролевые игры.
«журналисты», «Магазин модной одежды», «Театр», «Отвечай не говори»,
«Музыканты (Или немой оркестр)», «Спаси принцессу», «Театральные капустники»,
«Пародисты», «Суфлеры», «Угадай мелодию», «Пантомимы», «Балет», «Партизаны» и
другие.
Совместная деятельность
Показ настольного театра «Волк и семеро козлят».
Показ детьми музыкальной сказки «Волк и семеро козлят».
Показ настольного театра из фоамерана «Теремок».
Показ сказки «Рукавичка» куклы бибабо.
Показ драматизация сказки «Репка», «Пых».
Инсценировка сказки «Колосок»
Познавательные досуги «Волшебница Вода», «Все работы хороши»,
Путешествие по сказкам о животных «Кто главный»
Развлечения «День рождения», «1 апреля – праздник шутки и веселья»
Праздник Сагаалган с элементами театрализации.
Театр кукол бибабо «Лисичка со спичками»
Музыкальная сказка «Старичок - лесовичок, непослушный Ванюшка и
Огневушка поскакушка» (ППБ)
Чтение сказки «Приключения Буратино».
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Совместные праздники и развлечения
Организация родителями походов в театр на представления и экскурсию по
мастерским театра.
Оказание родителями помощи в пошиве костюмов для театральной деятельности,
изготовлении ширм, кукол для театра, в разучивании с детьми слов к спектаклям.
Тепло традиций, дни самоуправления, дни открытых дверей.
Показы спектаклей и концертов для родителей.
Предполагаемый результат
Ребенок умеет самостоятельно выбирать тему для театра, игр, распределять роли,
оценивать игру других детей.
Умеет двигаться под музыку, импровизировать, передавать характерные особенности
персонажей.
У ребенка выразительная четкая речь, дикция, он умеет рассказывать и показывать
сказки, выразительно читать стихи, петь песни.
Самостоятельно может изготовить из подручных материалов маски, атрибуты для
спектакля, развита мелкая моторика рук.
Проявляет инициативу, фантазирует, воображает, сочиняет, не боится аудитории,
свободно общается со сверстниками и взрослыми, поддерживает диалог.
Имеет представления о искусстве, его видах, о театре и профессиях, связанных с ним.
Развит стойкий интерес и любовь к театральной деятельности.
Список литературы
1.БелаяА.Е., Мирасова В.И. «Пальчиковые игры».
2.Волковский Д.Н. «Куклы» Уроки детского творчества – 1998г.
3.Генералова И.А. «Театра» - Школа – 2100» - 2004г.
4.Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. «Праздники и развлечения в детском
саду»- 2004г.
5.«Кукольный театр в детском саду».
6. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. «Путешествие в прекрасное» - «Школа – 2100» 1999г
7. Куценко Т.А, Меденова Т.Ю. «365 веселых игр для дошколят»
8. Лапшина Г.А. «Праздники в детском саду» Изд. «Учитель» 2001г.
9. Михалева «Театрализованные занятия в детском саду» 10. Михайлова М.А. ,
Горбина Е.В. 2Поем, играем, танцуем дома и в саду»
11. Наумова Л.А. «Познавательные праздники – досуги для дошкольников»
12. Образцова Т.И. «Ролевые игры для детей»
13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.В. «Подготовка и проведение
театрализованных игр в детском саду»
14. Подшибекина С.Ю. «Хоровод круглый год»
15. Сценарии сказок, праздников, досугов разных авторов.
16. Художественная литература, включающая в себя сказки, стихи, загадки,
пословицы, скороговорки, чистоговорки и рассказы.
конец года
Развитие музыкальных
способностей
Конец года
Начало года
умение передавать
игровые образы
умение двигаться
под музыку
пение песен
использование
игрушек и кукол
использование
мимики и жестов
Умение
разыгрывать
Диалогическая
речь
Пересказывание
сказок
Знание стихов
Дикция
Интонации
Выразительность
Знание правил
поведения
Карта мониторинга по программе
«Развитие интонационной выразительности речи через театрализованную деятельность»
Первый год обучения
Развитие
Ознакомление с
Развитие речи
Игра
музыкальных
окружающим
способностей
начало года
умение пропевать
музыкальные сказки
умение
импровизировать
Игра
умение использовать
атрибуты и
соблюдать правила
умение передавать
образы и двигаться
под музыку
Развитие речи
Самостоятельный
выбор темы для
театральной игры
умение выбирать и
распределять роли
чтение стихов
Ознакомление с
окружающим
Интонации,
выразительность
рассказывание и
показ сценок
Дикция
монологическая речь
Ф.И. ребенка
Кто работает в
театре?
Виды театра
Ф.И. ребенка
что такое искусство ,
виды
Изготовление
атрибутов
Какие спектакли
связаны с театром
Приложение1
Итоги
Второй год обучения
Итоги
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)